Как я додумался до такого поля?

Tertium not datum?
(Третьего не дано? лат.)


Очень просто, задумался о том, как сделать более интересными обычные шахматы. Меня всегда как-то смущала эта упёртость в одного противника изначально.
Да, я знаю, что мне возражают те, кто ни разу не играл в эту игру. Всегда одно и тоже.
Что двое игроков объединятся против третьего и пока его не прикончат, будут союзниками.
Отчасти это верно.
Но, после того, как появится первый проигравший (который тут-же становится болельщиком), оставшиеся тут-же занимаются собой, так что истинных союзников тут быть не может.
И, при случае, "вроде-бы союзник", тут-же тебя сьедает.

После того, как одному из игроков поставлен мат, что делается как в обычных шахматах, два других продолжают игру. При этом фигуры проигравшего не убираются с доски, что нарушило бы всю позицию, но их можно есть.


Конечно, первая мысль была связана с полем.
Я подумал, что обычное поле как-то угрюмо-скучновато и попытался представить себе принципиально другой вариант.
Что-то меня натолкнуло на мысль о шестиугольниках.
Я вспомнил соты.
Нарисовал, попробовал такой вариант поля. Как-то всё угловато-простовато. Да и вариантов через одну соту всего три, против четырёх в обычных шахматах.
Тогда я разделил одну соту на шесть частей. В этом что-то есть. Разделил остальные и вуаля, поле готово.

Игра в 3-шахматы показывает гораздо большую сложность и мобильность, чем в обычных шахматах в виду принципиально большего числа вариантов ходов через одно поле - шесть (три по линиям, три по диагоналям)
против четырёх (два по линиям, два по диагоналям) в обычных шахматах, плюс наличие еще одного игрока, что вносит больший элемент случайности в игру.

(Да, я заметил эту закономерность: 6-угольник: 3 направления, 4-угольник: 4, 3-угольник: 6. К сожалению, сделать 2-угольник и замостить им плоскость у меня не получилось).


Как можно нарисовать это поле?

Поле для игры в 3-шахматы представляет собой правильный 6-угольник, разделенный на шесть секторов.
Каждый сектор представляет собой правильный треугольник.


Разделив каждый сектор параллельными сторонам линиями на 25 треугольников и разметив цепочки треугольников (диагонали) одним цветом (всего, естественно, 3 цвета, например, черный, белый, серый), получаем поле из 6*25=150 треугольников. При этом каждая диагональ будет отстоять от соседней того же цвета на два поля.


Почему именно такое поле?

Каждый игрок занимает одну из 3-х расположенных друг напротив друга сторон. Опишем одну из них.


Фигуры располагаются вдоль одной линии в порядке: ладья, конь, ферзь, слон, лучник, король.
С другой стороны от короля - полностью симметрично.
Да, я ввёл новую фигуру, назовём её "лучник".
Сделано это по следующей причине.
Если сделать поле меньших размеров, пешки с краёв будут при первом-же ходе атаковать соседей. Что не приемлимо.
Если же сделать поле не шестиугольником, а треугольным, получится, что ты уже занял наилучшую позицию, из которой не так-то легко вылезти (угол).
Поэтому пришлось вводить пару новых фигур.
После долгих экспериментов, я пришёл к выводу, что лучше всего принять для них схему движения короля.
Но об этом позже.

Перед фигурами стоят 11 пешек.
Поле было разделено таким образом, что ряд из фигур полностью заполняет крайнюю линию.

Историческая справка

Я решил написать этот пункт, "а то ведь люди всякое могут подумать".
Впервые идея сделать такое поле мне пришла в голову ещё когда я учился в школе.
Тогда с Ильёй Чернышёвым мы обсуждали различные варианты правил. Идея только зарождалась, даже название я ещё не придумал.
Это был примерно 1988-й год.
Тогда мне Илья показал книгу, где приводились и другие варианты шахмат, на цилиндрическом поле (когда по боковой стороне договариваются о склейке поля, сферические и другие; но, шахмат на 3 игрока там не было. Не помню, были-ли шахматы на 4, по-моему, эта идея за обычной доской напрашивается сама собой.)

Первая документация по игре была опубликована, когда я учился в Университете ННГУ (Нижегородский Государственный Университет имени Лобачевского).
Так вот, когда к нам приезжал Дж. Сорос, везде насаждавший глобализацию, на нашем факультете ВМК (Вычислительная Математика и Кибернетика) появился интернет в свободном доступе.
Целых 45 минут можно было посидеть за компьютером и поработать в Интернете.
Тогда не было интернет-кафе, слово "провайдер" ни с чем не ассоциировалось
и это было единственным местом в городе со свободным Интернетом.

Летом я отдыхал и придумывал варианты фигур и досок. Наконец, нарисовав первую доску, и сделав из старых монет первые фигуры (после развала Союза у всех осталось много ненужной мелочи), я сыграл сам с собой партию.
Потом я пригласил Вадима Ерютова, и мы сыграли вдвоём. Позже мы сыграли и втроём.
В первый раз это у всех очень непривычно.
Сказывается опыт обычных шахмат и мешает думать по-новому.
Хотя, настоящие профи быстро осваиваются и тут-же ставят вам мат, не успеете вы им правила обьяснить :-) :-(

В августе 98-го года я опубликовал свою версию шахмат.

У меня компа тогда ещё не было.
Первую версию документации я написал у своего друга Алексея Павлова (paaa) и тут-же и опубликовал.
В сентябре уже были отклики, преимущественно из-за бугра.
В дальнейшем тысячи студентов 98-2000 гг. ННГУ (и не только) посетили этот студенческий вариант описания 3-шахмат.
Желающие могут поискать эту версию документации.
Её копия ещё висит в инете.

С тех пор принципиально ничего не изменилось, я добавил координаты, правила не изменились, как играли, так и играем.
(Честно говоря, я пробовал сейчас ещё различные варианты, благо за компом гораздо проще мутировать доски, но, ранний мне нравится больше всего до сих пор и кажется наиболее оптимальным.)

Но у меня полиняла доска, расчерченная вручную под эту игру.
Поэтому я решил сделать электронный вариант, а затем его уже распечатать.

Собственно, это и послужило толчком к этому сайту.

Я не думаю, что так-уж много будет желающих играть, всё-таки, сложная и длинная игра.
Для истинных маньяков шахмат.
Разве-что, появится сетевой вариант.

Тогда, в 98-м я пробовал создать шахматы для пятерых игроков.
Но, ничего из этой идеи у меня не вышло, кроме поля. Не было желания разрабатывать идею.
И так процесс игры удлинился раза в два, по сравнению с обычными шахматами.
К своему удивлению, не так давно (в мае 2004-го, когда я делал сайт к проекту Gelium и искал игровые сайты), я наткнулся на описание русской компьютерной игры именно с таким полем :-) Не сказать, чтобы я сильно удивился.
Забыл её название. Что-то вроде Пентагона.
Хорошие идеи не пропадают и носятся в воздухе, пока не оплодотворят чьи-нибудь восприимчивые мозги.


Условия использования игры

Никаких ограничений для частных игроков быть не может :-) Полное GNU.
Что касается производителей игр, я всегда котов к сотрудничеству.
Проще говоря, предлагаю вам новый продукт к продаже.
Поскольку эта идея опубликована аж с 1998 года, по Российскому законодательству о патентном праве её никто не имеет права запатентовать. Она принадлежит всем.
Писатели PC-игр также приветсвуются.
Но уж если вы сами сделали и продаёте, хоть приличную доску пришлите!
Не век же за бумажной играть.

Да, и конечно, вы используете 3-шахматы на ваш собственный риск. Не знаю только, в чём он может заключаться. Игра предоставляется "как есть". Я не принимаю на себя никакой ответственности, в том числе и за соответствие игры цели игрока.


Форум

Вы можете обсудить эту игру на нашем форуме 3-шахмат.

Если у вас проблемы со скачиванием Flash-plugin'а для просмотра flash-файлов, можете взять здесь.
File size: 930 K
Download Time Estimate: 2 minutes @ 56K modem
Version: 8,0,24,0
Browser: Firefox, Mozilla, Netscape, Opera, and CompuServe
Date Posted: 3/14/2006
Language: English

3-Chess 2.0, © 1998-2006 Ермолаев Д.Н. Нижний Новгород.
Сайт создан в системе uCoz